0 800 303 0859-18пн-пт
Меню

Как управлять финансами медучреждения и сделать его прибыльным

3 Сен. 2020

Как управлять финансами медучреждения

О контроле доходов и расходов, финансовом планировании, системе мотивации работников медучреждения и автоматизированные инструменты для управления платными услугами — далее в материале.

Как вы знаете, начиная с июля 2020, все медицинские учреждения, которые присоединились к программе медицинских гарантий, обязаны ежеквартально отчитываться НСЗУ о полученном финансирования, в том числе и из других источников, а также о том, как были освоены полученные деньги, на какие статьи расходов они ушли. Как напоминание об этом, поставщики медицинских услуг — коммунальные неприбыльные предприятия — получили письма от распорядителя бюджетных средств.

В частности, письмо содержало ссылки на то, что, согласно п. 24 подпункта 1 Договора между НСЗУ и медучреждением, национальный страховщик требует отчитываться о:

  1. Доходах. Здесь речь идет не только об оплате по договорам о медицинском обслуживании населения, но и о поступлении из государственного и местного бюджета, доходы от оказания платных услуг, благотворительные взносы, доход от аренды имущества и тому подобное.
  2. Текущих расходах — зарплаты работников, оплата коммунальных услуг, приобретение товаров, работ и услуг с четким указанием их видов.
  3. Капитальных расходах — закупка оборудования, ремонт, реставрация и тому подобное.

Иными словами, собственник-государство и ключевой распорядитель средств — НСЗУ вполне логично требует от медицинских учреждений четкой и прозрачной отчетности о доходах и расходах. Это — классическая бизнес-модель, где управление финансами играет одну из ключевых ролей в управлении многоуровневой системой здравоохранения.

Изменение подхода к управлению системой здравоохранения на государственном уровне в свою очередь ставит руководителей медучреждений в условия, когда необходимо менять способ управления учреждением в целом и финансовыми ресурсами в частности. Теперь руководитель медучреждения — не просто директор (ранее был главным врачом), а финансист, задачей которого является систематизация и полный контроль за источниками поступления средств и максимально эффективное управление ими. То есть речь идет о полном учете источников поступлений средств, их освоении, включая контроль состояния счетов, движение средств, расчеты с контрагентами за предоставление услуг, закупки материальных ценностей, а также планирование бюджета и будущих расходов.

Почему государство хочет знать обо всех финансовых делах медучреждений

Для собственника-государства и распорядителя — НСЗУ ключевым вопросом является объем планирования расходов на здравоохранение в условиях ограниченного бюджета. А также ответ на ключевой вопрос: «Сколько же реально стоит качественная медицинская помощь для страны?»

В условиях дефицита бюджета способные и эффективные руководители учреждений здравоохранения должны находить другие, не запрещенные законодательством источники финансирования, которые ранее не использовались в полном потенциальному объеме. Это будет следующий ответ на вопрос, какую дефицитную часть финансирования здравоохранения можно получить из местных поступлений из разных источников. Другой важный вопрос, и он также является ключевым для государства — как распоряжаются средствами для организации медицинской помощи на местах. Подавляющее большинство руководителей считает этот вопрос вмешательством во внутренние дела. Но собственность коммунальная, а не частная и договор был подписан, так и деваться некуда — надо будет отчитываться. Тогда же появится ответ на третий ключевой вопрос — как эффективно используются полученные от НСЗУ ресурсы.

Как организовать учет доходов и расходов в медучреждении

Руководители, которые эту историю поняли раньше, вполне логично задались вопросом: «Как организовать учет доходов и расходов в моем заведении?» Вот вам еще один аргумент «за» полную автоматизацию и сбалансированное развитие периферийного уровня электронного здравоохранения: необходимость в эффективных автоматизированных инструментах управления медицинским предприятием.

Теоретически можно и дальше пользоваться бумажными процессами и регламентами, однако они не являются инструментами управления — потому что не интерактивные и не предоставляют точных измерений выполняемых операций. Пытаться управлять медучреждением с помощью бумажных регламентов — все равно что управлять автомобилем только по технической документации к нему. Это путь в никуда, и пора это понять. Для нормальной езды мало прочитать инструкцию. Чтобы двигаться, нужно вовремя манипулировать рычагами управления, следить за показателями, оценивать ситуацию на базе точных данных и своевременно реагировать на внешние изменения.

Безальтернативность пути оцифровки рабочих процессов и событий для медучреждений на законодательном уровне установил регулятор на центральном уровне. А для этого нужна автоматизация и МИС, как инструмент управления на местах.

Автоматизация управления финансами в медучреждении: зачем это нужно

Приведем два конкретных примера, когда автоматизация управления финансами в медучреждении будет крайне необходимой. Кроме уже упомянутой выше необходимости подавать медицинские события и декларации в ЦБД eHealth для формирования отчетности и начисления средств от НСЗУ.

Первое. Внедрение системы финансовой мотивации для работников медучреждения

Расходы на зарплату полностью контролируются через бухгалтерскую систему, впрочем руководитель может влиять на распределение премий и бонусов, назовем их так. Сейчас условия работы системы здравоохранения начали движение в сторону рыночных, а это значит, что и оплата труда медиков должна меняться соответствующе. До медицинской реформы такого явления как система мотивации работников в медучреждениях государственного сектора не существовало в рыночном понимании. Нет ее и сейчас, однако есть все предпосылки для ее построения. Поэтому первое, что руководителям УЗ нужно разрабатывать — систему справедливого распределения заработной платы и стимулирования медицинских работников. И тут возникает вопрос: а как это сделать.

Если на первичном уровне оказания медицинской помощи формула вычисления суммы стимулирования может базироваться на количестве подписанных деклараций, то на вторичном и специализированном уровне все гораздо сложнее. В этом случае отправная точка — количество предоставляемых услуг, а также их качество. На первичном уровне посчитать количество деклараций просто, но на вторичном и третичном без инструментов для углубленной автоматизации учета и управления не обойтись.

Для этого нужно оцифровать и отслеживать показатели (качественные и количественные) по следующим направлениям:

  1. ✔ управление кадрами: рабочий график, учет трудозатрат
  2. ✔ управление и учет предоставленных услуг
  3. ✔ управление койкофондом
  4. ✔ учет основных средств: оборудование, медикаменты

Пока вы все не оцифруете, вы этим не управляете, потому что не видите общей картины и отдельных процессов. Ключ к эффективному управлению организацией — автоматизация и цифровизация ключевых направлений деятельности. Основная цель — создать модель эффективного управления.

Второе. Планирование бюджета и будущих расходов

Сейчас много разговоров о том, что суммы, которые выделяет НСЗУ на оплату медицинских услуг, оказанных медучреждениями, не покрывают себестоимости этих самых услуг. Да, возможно. А может и нет. Дело в том, что ответить на вопрос, а какова реальная себестоимость и сколько денег нужно медучреждениям для работы — никто не может. А все потому, что отсутствует достоверная информация о фактических затратах и ​​их структура на оказание медицинской услуги. Медицинская информационная система не только автоматизирует этот процесс, но и должна предоставить функционал для точного анализа и подсчета. А также дает возможность на базе собранной точной информации сформировать детальный и, главное, реальный финансовый план медицинского учреждения.